Друга в определенной последовательности, но связанных...
При инструкции перебросить все шарики, независимо от вдета, по четырем ящикам в определенном порядке, мы имеем новый, третий, тип работы — сортировку. Здесь образуется цепь качественно-различных сочетательно-двигательных рефлексов, сменяющих друг. друга в определенной последовательности, но связанных е - качественно-дифференцированными раздражителями (шарики всех цветов). В сравнении с первой серией, здесь усложнена эффекторная сторона;
В последнем, четвертом типе работы, представляющем более сложный, вид сортировки, дается инструкция разбросать все шарики по цветам в 4 ящика, при сохранении округленного порядка движений. Каждый отдельный, качественно дифференцированный раздражитель
Хтарнк тОгоилн итого цвет) здесь связагнс определенной, точно диф - —у»>Уй. тклт. ной реакцией. При чем, последовательность •апсх реагецзй (л а», что й в третьемтипе - работа1; — постоянна.
В сравнения с третьим типом роботы, здесь усложнена рецепторная часть, а в срювнеиин со вторым — и рецепторная к вффекгорная.
Протеведекная работа по всем четырем типам, изучалась как кз количественной, так и с качественной стороны, при чем выявлялись:
А) упраяоняемость (выражающаяся в размахе упражнения, в скорости работы при значительном числе ее повторений), Ь) равномерность работы, с) соотношение функций скорости и равномерности работы,
Эффекториая дифференцировка.
Сравнение работы испытуемых при различных ее типах дает следующие результаты:
Сравнение 2-го типа работы с первым показывает, что введение рецепторного раздражителя в работу с наиболее простой двигательной реакцией вызывает понижение средней скорости, понижение размаха упражнения (в скорости), при повышении равномерности работы и улучшении эффекторной дифференцирювки;
Сравнение 4-го типа работы с 3-м показывает, что усложнение рецепторной части в работе, уже усложненной в отношении эффекторной функции, ведет ж понижению средней скорости и равномерности, при значительном повышении размаха упражнения и улучшении эффекторной дифференцировки. Сравнение того же 4-го типа со 2-м показывает, что введение усложнений как в рецепторной, так и эффекторной части приводит также к понижению средней скорости и повышенного размаха упражнения в скорости; равномерность же работы, здесь повышается.