Ему пошли навстречу: не только дали добро, но и взяли...
F&M (
Олее, что и ie видели.
А хорошо
Шдеофцдь-!ы и очень, заповедни-
64
Rl'iy. ( лЛЛ>
I л
Литриевич договорился с администрацией заповедника о разрешением зцёстить на территории центральной усадьбы государственного природного заповедника лагерь для детей-инвалидов и их родителей. Ему пошли навстречу: не только дали добро, но и взяли на себя расходы на доставку предполагаемых экскурсантов-походников от Артыбаша до Яйлю на катере.
Рассказывать можно долго, как начинались наши «Летние школы» на Те-лецком озере. «Школы» доброты и человечности для её участников, школы выживания в трудных «диких» природных условиях, «школы» приобретения первого социального опыта общения детей, жизнь которых, называется официальным языком «трудные социальные условия». «Школа», где дети и взрослые, сильные и слабые, учились понимать и принимать друг друга, открывали для себя удивительную способность забывать о своих проблемах и просто радоваться жизни. Я вспоминаю слова Татьяны Гурской, руководителя «Женского кризисного центра», добровольца нашей первой Летней школы, «я даже не предполагала, что дети-инвалиды могут быть настолько талантливы!» Тогда, в первый год, Евгений Веселовский назвал нас «Обществом растущих потребностей». И действительно, нам всегда хотелось привнести в наши Летние школы что-то новое. Если в первый год участниками школы были только родители и дети с инвалидностью, то уже на следующий год к ним присоединились дети, которые на «материке» состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних - хулиганы, если проще. Сначала они носили на голове «панковские» гребни, потом все дружно побрились наголо, по нескольку раз в день приходили к ребятишкам в гости, так как жили не вместе с нами, а недалеко за поселком, в палатках, водили нас в пещеру за «покемонами», учили ходить на веслах, помогли увидеть водопад Корбу. Как быстро слетела с них «шелуха крутости»! Какими заботливыми помощниками они стали для нас и наших детей!
Третья школа проходила в 2002 году уже без родителей, детям очень важно приобретать опыт социального общения со сверстниками. Ведь это когда мама рядом - ты можешь не уметь завязывать шнурки на ботинках, готовить обеды, разжигать костры... Но если рядом с тобой только сверстники, тебе, конечно, помогут, но никто за тебя этого делать не будет. И школа есть школа -приходится учиться! А руководителями и воспитателями там работали на добровольной основе взрослые люди с разными формами инвалидности. На вопросы о том, как же они решились на это, отвечают: «Очень хотелось попробовать свои силы. И если получится у нас, значит, за нами смогут пройти и другие!».