Если напр., к электрической лампочке подводить...
Синтез идей из различных очень далеких областей знания очень часто давал плодотворные результаты, напр., величественный пример создания Дарвином и Иоллесом теории борьбы за существование, взявших основную идею для этой теории из политической экономии, учения Мальтуса. Таких примеров, как больших, так и мелких можно встретить много в истории науки. Автор в настоящем докладе делает попытку приложить одно из положений физической теории квант к пониманию умственно-нервной деятельности и утомления от нее.
По одному из положений — теории квант (изложенной здесь в очень упрощенном виде), когда система излучает энергию в виде волн, то по мере уменьшения содержания в ней энергии, длина излучас - тшх волн увеличивается, т.-е. частота вибраций уменьшается.
Если напр., к электрической лампочке подводить постепенно bcq меньшее количество электрической энергии, то свет от нее будет излучаться уже не белый, а желтый и наконец красный (красное каление); при уменьшении энергии появляются волны все большей длины, т.-е. частота уменьшается. В астрофизике также считают, что белые звезды (имеющие смесь всех длин волн) самые горячие, обладают наибольшим
Запасом эверр, красные же заезды потухают от недостатка внутрен- ней энергии.
В. При рассмоггрвншг с этойточки зренияпроцеосов утомления и восставовлеетя в нервной системе замечается большое сходство. Работами Введенского, Ашера, Бронка и др. установлено, что нервный ствол по пере утомления понижает частоту своих ответов на падающие на него раздражения; но мере утомления запас химической энергии для возникновения возбуждения уменьшается. После отдыха нерв опять получает способность отвечать на очень частые раздражения. Восстановление работоспособности увеличило частоту возникновения процессов возбуждения. При умственно-нервной работе наблюдаются те же явления; так при возрастающем утомлении слушание иностранной речи затрудняется таким образом, что улавливаются и осознаются не все слова, а только некоторые, усталый мозг не справляется с прежней частотой подачи ему слов. При замедлении речи опять можно без пропусков воспринимать и осознавать всю речь целиком. Тоже наблюдается в еще более резкой степени при выслушивании телеграфных знаков по радио. При увеличений тренировкой работоспособности нервной системы, увеличивается и возможность более частого приема.