Форма инструкции
Инструкция — постановка задачи. Форма инструкции чисто словесная или наглядно-демюистративная стремится сделать понятной задачу дли испытуемых. Новизна задачи и форма инструкции отражается на последующем усвоении задачи. При этом необходимо добровольное соглашение испытуемого выполнить предлагаемую задачу;
Б) усвоение материала для оперирования. Материал может быть, словесный (произносимый, писанный) или наглядный по разному при - вычный и понятный (язык, шрифтг орфография, перспективное изображение) ;
В) деятельность — оперирование материалом письма. Деятельность испытуемого может быть избирательной или исполнительной по
Разному привычной для испытуемых.
При оперировании материалом обнаруживается искомая способность по разному упражненная; n
Г) заключительная реакция, словесная или действенная (произношение, письмо, подчеркивание и т. д.) разно привычная для испытуемых. (Иллюстрации на тестах, употребляемых в Средней Азии).
Принцип унификации тестов умственного развития следует признать ложно истолкованным, если под ним подразумевается механическое1 перенесение тестов из одной национальной и социальной среды в другую и механическое сравнивание по одаренности разно социально-обусловленных коллективов на основании исследования общепринятыми тестами
У мственной одаренности.
Нельзя признать правильной и точку зрения совершенно отрицающую принцип унификации тестов умственного развития и предполагающую приспособлении тестов к. кругу специфических навыков и опыта каждой отдельной национальности, социальной и профессиональтюiг группы в каждом районе. Эта точка зрения проведенная до конца требует создания очень большого количества, несравнимых тестов. Отдельные коллективы, умственное развитее которых измеряется, в условиях
«Средней Азии очень часто состояли из различно социально обусловлен 1 ных единиц, обладающих различными навыками и опытом.
Придерживаясь последовательно этой точки зрения и испытывая умственное развитие таких коллективов различными несравнимыми тестами теряется возможность сравнения внутри одного коллектива и стало быть самая возможность измерения, поскольку единицы измерения и нормы по тестам вырабатываются эмпирически и должны быть одинаковыми для одного коллектива.