Наиболее разработанные статистические...
Работы иностранных исследователей обеспечили некоторым редакциям измерительных скал стандартизованность их практического применения как в групповой (балловые скалы), так и в индивидуальной (возрастные скалы) их форме. Проверка степени стандартизованное™ распространенных у нас измерительных скал не дает оснований считать даже и для узко практических целей вполне удовлетворительным тот уровень развития методики и техники, который уже достигнут в настоящее время. — В отношении стандартизованности не представляется возможным отдать определенное предпочтение какой-нибудь одной из существующих редакций метода.
Самым слабым местом всех существующих редакций измерительных скат ума — как наших, так и иностранных, — является трактовка предмета обследований. Наиболее разработанные статистические и программатические обоснования методики оправдывают лишь правомерность практического ее использования в тех пределах, в которых она трафаретно применяется, а поэтому лишают метод измерительных скал ума тех широких перспектив, которые могли бы быть для него открыты при наличии точного научного определения предмета обследований
Между тем, как сами добытые в результате обследований фактические данные, так и современные достижения общей психологии и педологии настойчиво требуют теоретического обоснования методики, и частности — ревизии связываемого с нею понятия «общей умственной одаренности». Наиболее обещающей в этом отношении йожет считаться «синтетическая теория ума», обосновывавшая первоначальные реакции возрастных измерительных окал и гармонирующая с современным структурно-психологическими концепциями умственной деятельности.
Б.’Яб&ДО'ЭД м«[2]Год#ескйё иекашя, поскольку
Тттиг запросов,
Должны быть направлены, в первую очередь, в сторону обстоятельного анализа связей между уровнем и темпом общего умственного развития, как они устанавдкваются существующими измерительными скалами, и особенностями учебного умственного труда детей. Только при этом условии методы измерения уровня и темпа общего умственного развитая будут вполне надежно и глубоко продуктивно служить их непосредственным задачам — определению степени и направления учебной пригодности детей.