Не следует переоценивать...
В. Обычное понцщшре одаренности есть всего лишь абстракция от наблюдения конкретных функций, в ооаовеобраэовакия кагоров лежигг привычка мысли (большей частью на баэе концепции эмпирической дсихологии). идареашисгь, понимаемая как, общая способность, имеющая - различные стеяени у разных лиц, но относительно постоянная у данного индивидуума, независящая от социальных факторов, но покоящаяся только на наследственности, не измеряется психотехническими тестами одаренности.
Фактическое положение вопроса с измерениями интеллектуальной одаренности показывает, что интеллектуальные форумы поведения более всех других подвержены упражнению и что их изменчивость - зависит главным образом от влияния социальных факторов. Наблюдающиеся нередко случаи относительного постоянства индивидуального темпа развития еще не доказывают, что это постоянство зависит от врожденных способностей, а не является следствием социальных влияний. ‘
s. На ложных предаюсылках основывается также и га практика.
Которая, понимая под интеллектуальной одаренностью общую опособ- лость, считает ее имеющей значение для всякой профессиональной деятельности, но только в различной степени, и видящая свою задачу только в определении того уровня этой единой общей способности, кото - .рый необходим для данной профессии.
Одаренность есть относительное, а не абсолютное понятие. Она является 'всего лишь выражением относительного развитая различных функций, принимающих участие в совершении той или другой деятельности. Поэтому при построении программы измерения интеллектуальной одаренности в ВУЗ’ах нельзя исходить из абстрактною понимания интеллектуальной одаренности - вообще. Методы измерения одаренности должны быть подобраны в связи с особенностями интеллектуальной работы в данном ВУЗ’е, т.-е. исходить из профеосиографичеекой работы и быть психологически оправданными.
Не следует переоценивать значения метода корреляции при •оценке удельного веса различных, тестов в системе испытаний: его значение возрастает только в отношении психологически оправданных тестов.
Суммированию отдельных тестов, применяемых при испытании интеллектуальной одаренности, следует предпочесть выявление результатов в_виде дифференцированного профиля с учетом специфического значения отдельных тестов, включаемых в систему испытаний. . Этот профиль ни в каком случае не может рассматриваться как выражение неизменных и постоянных форм одаренности, присущих данному испытуемому, основанных на врожденных факторах и влияющих на всю йо - - следующую деятельность испытуемого. Он является всего лишь выражением сравнительного развития интеллектуальных функций на данный