Образование естественных...
Анализ процессов поведения со стороны их структуры и стимуляции был избран как путь для ответа на поставленные вопросы.
При изучении процессов поведения со стороны стимуляции намечаются различные степени активности воедействия стимулов на ребенка (5 ступ.) и различные степени детерминированности реакции со стороны стимула, которые указывают путь развития ребенка в этом направлении.
В качестве единого структурного целого в поведении ребенка выступают отрезки поведения, характеризующиеся единством содержания и общей организующей их установкой (естественные целые).
Смена одного естественного целого другим осуществляется четырьмя способами: 1) переход одного в другое; 2) вытеснение предыдущего последующими; 3) простое соприкосновение во времени; 4) переход с паузой («пустой» промежуток) между отрезками.
Естественные целые различаются по длительности во временя и по сложности своей структуры. Возрастные отличия идут в направлении: а) увеличения числа длительных отрезков и уменьшения общей суммы их в течение дня (сокращение числа тем деятельности, стабилизация процесса); б) усложнения структуры внутри отрезков, в то время как длительность каждого мало зависит от возраста; в) изменения способов перехода от одной деятельности к другой.
Образование естественных целых обусловлено или непосредственным организующим воздействием среды (напр., режим дня) или тем же воздействием, во опосредствованным прошлым опытом ребенка.
Непосредственная организующая функция среды осуществляется в форме: а)нрямого активного руководства со стороны взрослых поведением ребенка, в) косвенно, путем организации вяепшефизической среды, взаимодействующей с ребенком (игрушки, пособия).
Отрезки поведения, течение которых детерминировано вначале социальной средой, с ходом развития становятся привычными, с гонтовой схемой в основе, причем в структуре процессов происходят тменения, совершающиеся в некоторой определенной последовательности.
Структура и детерминация отрезков резко различается в зависимости от того,. образованы ли они непосредственным организующим воздействием среды или организация опосредсгвована прошлым опы-, том ребенка, Различия идут в направлении изменения происхождения стимулов и повышения структурной. формы пресса.