Определения одаренности, принятые...
ПробяИциммреиия интеллектуальной одаренности в ВУЗах.
П. А. Руд и к.
Измерения интеллектуальной одаренности и практическое использование их результатов приобретают в последнее время большое значение в организации педагогической •- работы наших ВУЗ’ояз. Между тем самое понятие интеллектуальной одаренности оставляется смутным я неопределенным, что влечет за собой значительные расхождения н только в подборе самих тестов, но и в характере практического использования самих результатов испытаний.
Определения одаренности, принятые в западной науке, или исходят из пришриюв идеалистической и эмпирической психологии, или отличаются излишней биологичностью. И в том и в другом случае они не могут быть приняты советской психотехникой, если только она не желает оставаться в этом вопросе па точке зрения голого эмпиризма но будет стремиться исходить в понимании одаренности из основных принципов марксистской психологии.
Экспериментально-психологическое изучение тестов, применяемых в психотехнике для испытания интеллектуальной одаренности, показывает, что интеллектуальная деятельность является одной из самых гложных форм поведения, развитие которой нельзя рассматривать просто как количественный рост кажой-нибудь определенной функции, но кат: качественное изменение структуры исследуемой деятельности.
Общераспространенное понимание интеллектуальной'4 одаренности, как особой способности, оказывающей влияние на развитие дру гих функций, но не сводимой к, ним, противоречит принципу структур ности в понимании высших форм нашего поведения и опирается на меха нистическую концепцию. Так же мало удовлетворительным является физиологическое понимание интеллектуальной одаренности, расоматри вающее ее как синтетический процесс, являющийся конечным выраж нием мозговой деятельности и сводящейся к быстроте образования услов ных рефлексов.
Для правильной постановки проблемы одаренности имеет большое значение ют факт, что прямыми методами одаренность никогда л - измеряется. К одаренностей мы умозаключаем от проявленной испыту мым относительной высоты развития тех или иных навыков незнания Это приводит к тому, что на практике методы измерения одаренноет: не стоят ни в какой прямой связи с теориями одаренности (одни и те я. метода нередко применяются исследователями, различно понимающим одаренность). 1