Ответственнейшей задачей экспериментатора
Из данных психологических компонентов и складывается все то удивительное многообразие тесюв, которое мы перед собою имеем.
Ответственнейшей задачей экспериментатора и является, как раз, умение так регулировать взаимоотношение этих компонентов в тесте, чтобы они, в общей их комплексной совокупности, и давали бы нам те формы и виды проявлений личности испытуемою, которые для нас являются особенно необходимыми с точки зрения той целевой установки, которую мы имеем перед собой в том или ином случае.
Анализ значения целевой установки теста. Необходимо требовать от каждого применяемого теста, чтобы его методологически потенциальные возможности были приведены в полную гармонию с имеющейся перед исследователем целевой установкой, так как наиболее положительной, но в то же время и наиболее отрицательной стороной почти каждого теста является эта бьющая через край потенциальная многообразность теста. Всякий изолированный тест в сложном исследовании с одной стороны выясняет очень много, а с другой стороны, очень мало.
Анализ формальной структуры теста. Чрезвычайная многообразность тестовых структур. Общая им всем черта заключается в том,
Испытуемый безотносительно, в форме ли' игры, практического поручения, или теоретического обдумывания эта «задача» была ему пред ложена.
Основные моменты (стороны) в формальной структуре теста. Мы считаем возможным установить следующие основные методологические моменты в структуре теста: 1) тип, 2) детерминированность. 3) диферен - цированность, 4) прогрессивность. 5) урегулированность. о) функциональный диапазон, 7) реализованность, 8) время.
Типы тестов. Необходимость создания классификации тестов. Предлагаемая нами классификация. Обоснование предлагаемой нами классификации: а) психологическое, б) формально-логическое, б) биологическое.
Семичленная классификация основных тестовых структур: а) тип тестов на дополнение, б) тип тестов на нахождение, в) тип тестов на избрание, г) тип тестов на оценку (сра-внение), д) тип тестов на построение. е) тип тестов на сложно-комплексные структуры. Значение классификаций для приведения потенциальных возможностей теста в соот - вествии с имеющейся целевой установкой. Трансформация теста. Возможность перехода теста одного типа в другой.