Пешеход садится в омнибус, нанимает...
Расселение деревни идет вдаль дороги в один ряд—этого требует необходимость максимальной близости земледельца к производству, которое лежит за пределами деревни. Связь осуществляется животной тягой (лошадь, осел, мул, вол и т. д.), которая тут одновременно представляет собой и орудие производства, и орудие передвижения. Та же потребность в максимальной близости к месту производства обусловливает максимальную плотность домов, скученность их. Сообщение между домами пешеходное.
Домашняя промышленность, выделившаяся в город в виде свободного ремесла, не нуждается В животной тяге. Как только город становится городом, изгоняя за черту свою остатки деревенской жизни, в этот момент лошадь, мул исчезают из города вместе с этими остатками. Структура домов и улиц бурга • идеальна«мен-по в том смысле, что не требуется вопго движения лошадей, ослов, мулов.
# См. оГ> атом подробно о выходящем п пяд-вр Киьыкадемии отчете ц_.уаем докладе.
Лошадь, осел, мул, вступают в город уже в качестве представителя торгового капитала (без которого, впрочем, и не может совершиться отделение города от деревни). «Улицы ослов», т.-е. тортовые улицы, широки по сравнению с темными, кривыми, узкими переулками пешеходов, т.-г. улицами ремесла.
Уничтожение цехов разрушает эти «идиллии переулков», и тут рождается первое противоречие между старым способом расселения и новым способом передвижения.
Пешеход садится в омнибус, нанимает факр, едет «на извозчике».
Почему это является противоречием? Да потому, что ежели бы все, всегда пользовались бы для движения по улицам не собственными ногамп (как в деревне), а пользовались бы услугами экипажа, тогда бы противоречия никакого не было. Бург, в противоположность деревне, вызвал по-трейность в передвижении с помощью животной тяги, потребность возрастающую с каждым часом его развития.
Допустим даже, что все жители до«днрго имели бы собственную лошадь. Город значительно расширился бы в зависимости от числа конюшен. Расстояния бы увеличились, потребность в лошади усилилась бы, значит—увеличилась бы и потребность в быстроте движения, но последняя уменьшалась бы от увеличения расстояний с одной стороны, а главное—от увеличения числа экипажей, следующих не по своим нустынным переулкам — местам проживания хозяина, но в места общих связей. Эти примитивные «магистрали» были бы переполнены медленно движущимися экипажами. Вот в чем противоречие в начальной своей стадии.