По отношение к умственному труду — преимущественная...
Методика измерения становится на ноги только когда она оргл нически увязана с процессом становление материала; для этого методика должна быть приспособлена к тому, чтобы во всей цепи корреляций направить учет прежде всего на основное наиболее ответственное звено и от него уже строго диалектически переносить измерения на следующие звенья. По отношение к умственному труду — преимущественная уста новка позвоночника приобретает, в силу своего постоянства (отсутствие изменяемости в процессе труда), особо важное значение — фактор; закрепляющего трудовые отпечатки на всем организме от этого звон (от изгибов позвоночника), и надлежит исходить при производстве измерений, перенося далее учет на динамику грудной клетки (на наиболее ответственном уровне — кольцо VIII ребер) и на форму черепа (прим-- - нительно к плоскостям наибольшей изменчивости формы его).
В смысле дальнейших выводов — опять-таки в порядке уче корреляции необходимо обратить внимание на условия, в которых пр.: данной установке тела осуществляются функции важнейших систем организма, — в том числе сердца, сосудов малого и большого круг;
В частности учету подлежит степень нарастания неравномерности в подаче крови к головному мозгу (подавляющее значение, которое начинают приобретать сонные артерии благодаря все более затрудненному подъему крови по позвоночным артериям, все более изгибающимся вместе с позвоночником).
Такое трудовой ал&томо-физиологический субстрат, от учета которого уже не может быть"оторван психотехнический анализ — поскольку психотехник не ограничивает своих задач одним подытоживанием данного статуса, поскольку этот статус имеет для психотехника значение исключительно лишь на ряду с выявлением всего процесса развития личности в целом, притом в разрезе не индивидуалистическом, а массовом.
Равным образом, означенное комплектование психотехники и динамической соматометрии, расширяя наши возможности в смысле получения сравниваемых данных, тем самым ложится в основу уже не однократного, а регулярно повторяемого обследования одного и того же человеческого материала. Мы, таким путем, получаем-возможность не только подойти к оценке роли личности в трудовом процессе, но получаем также и возможность и побуждение воздействовать на всю сумму условий, в которых протекают трудовые процессы — содействовать неразрывно, как повышению производительности труда, так и снижению изнашиваемости массового человеческого организма. Это относится к труду любого типа, и в трудовом обществе, строящем социализм, для работников умственного труда — в отношении означенного учета не откуда возникнуть какой-либо специфической надобности в особой броне, или в особых гарантиях индивидуалистического порядка.