Понятие мировоззрения в вышеуказанном...
Мировоззрение и ребенок. Понятие мировоззрения в вышеуказанном смысле применимо не только к взрослому, вполне развитому, культурному человеку, но и к людям, стоящим на относительна низком уровне развития, находящимся в процессе развития, в частности к детям. Однако, здесь следует учитывать некоторые особенности условий ж формы выявления мировоззрения развивающегося человека. Эти особенности сшгааны с различением акт и в ню по мировоззрения когда человек в силу развития своего мышления, является его сознательным носителем, и пассивного мировоззрения, — когда таковое не оомы - &ЮВ» тшдошж Фбье&тияво, но существует всё-таки объективно, вьг - яшйЙйийяг праклгаеском отношешги человека я) окружающей действи-
Отношению It освовнь» моментам мировоззрения я т. п.
Ptssifie мировоззрения ребенка н факторы его. Факторы рвзяитжя мировоззрения у помогающего человека можно разделить на две категории: 1) непосредственные, 2) опосредствованные. К первым относятся: 1) собственный практичежи-действенный опыт человека, т.-е. его деятельность, протекающая в непосредственном взаимодействия с объективной действительностью; 2) воздействия социальной среы, имеющие нешсдственноё формирующее значение для вдрововзреевя человека.; при этом непосредственный контакт человека с самой действительностью изменяется в различной степени: а) означенный контакт не разрушается я не уменьшается в своей интенсивности, но так пли иначе регулируется и направляется социальной средой;
Б) контакт продолжает оставаться, но прохождение развития человека, чрез объективную действительность облегчается указанием готового пути, что освобождает человека от необходимости преодолевать трудности собственными силами и от связанных с этим ошибок; в) непосредственный контакт с действительностью отсутствует вовсе; его место заступают рашобразные готовые продукты познания — представления, понятия, мировоззренческие схемы и т. д.
К опосредствованным факторам развития мировоззрения относятся те, которые, будучи связаны с провзводствшю-трудовой деятельность!» людей, порождают определенную разнородность классовой структуры человеческого общества и тезе создают различные условия для развития людей, принадлежащих к различным общественным клаюсам. Означенные фактор»)! являются действенными не только в отношении мировоззрения взрослых людей, но и детей. 4