Практическое значение работы
Весьма важным, спорным и еще нерешенным является вопрос о том, что нужно измерять в характере: отдельные черты характера, специфические привычки поведения или психологические установки.
Поставлен в порядок дня и решается вопрос о социальных критериях характера, о влиянии наследственности и среды на характер,
О кривой развития характера, взаимной связи характера и интеллекта и т. II.
Практическое значение работы по измерениям характера исключительно велико. Эта работа приближает наступление того момента, «когда мы поймем элементы личности и протекающие в ней процессы и будем в состоянии контролировать основные условия жизни, что сделает возможным создание желательного характера». (Хаггерти).
Проблема практического использования характера человека непосредственно связана с проблемой воспитания характера. Под влиянием экспериментальных исследований характера, школа делает усилия отрешиться от с©оей интеллектуалистичности и пробует стать учреждением для воспитания личности и социального характера. Только научная характерология может помочь школе — ее веру, в_ возможность воспитания характер превратить в факт.
И. Наибольшего развития измерения характера достигли в Америке. Значительно отстала от нее Германия, хотя она идет впереди остальных стран Европы. У нас в СССР только в последние годы обнаружился интерес к этому направлению (Казань, Москва, Ленинград. Киев). Нет сомнения, что эта работа у нас с каждым годом будет все больше развиваться, как под влиянием успехов ее заграницей, так и под влиянием мощных социальных Стимулов извнутри.
Учитывая опыт десятка лет работы в этом направлении научной мысли, необходимо сделать вое важные выводы Kali положительного, "Шв~здщ1Цтел£Я01ОЕаратавра0-«Ш1юсу об организации и методах этой работы. Эти выводы можно свести к следующим:
А) работа по изучению характера должна носить ярко выраженный социальный, практический характер, ибо только в этом случае •она встретит надлежащий, сочувственный резонанс в обществе и получит признание и поддержку;
Б) в то же время она не должна носить узко-ограниченного делячества, и грубого эмпиризма. Теория не должна ни отбрасываться совершенно, ни оттираться на. задний план; наоборот, теоретическая мысль должна стать руководящей в этой работе;