С. С. Моложавый., Процесс...
Генетический метод представляется необходимым не только для изучения развитая нервной деятельности, но и для разработки проблем типологии. Основные вопросы типологии не могут быть до конца разрешены без фактического изучения эволюции типов, начиная с учета ге - ветигчески-первичных вариаций нервной деятельности, в связи с особенностями конституции детей.
Этапы социального формирования ребенка.
С. С. Моложавый.,
Процесс социального формирования индивида разворачивается в длительный, целостный двусторонний продессадтивной деятельности ребенка, производящий, одной. жшоиы, вое более широкие и глубокие изменения в окружающей среде,! а с другой — перестраивающий
в определенном надрйгении функции и структуру действующего сргаяжама.
2.ICoMmaoc воздействующих ш формирующийся инДивид факторов среда представляет собою множество перекрещивающихся 'Друг с другом я Milo жяишчаюйри друг Друга жизненных ситуаций. В основе этих жизненных ситуаций лежит различие производственных уровне опвр&ющихся на них социальных 'взаимоотношений и встраивающихся над ними потребительно-бытовых форм. Максимальная приспособленность н специальная ценность средовых жизненных ситуаций определяет характер и направление активности растущего индивида, продвигающей его к высшим формам социально-производственного поведения.
В процессе формирования индивида решающее значение приобретает динамика его активности, обусловливающая количественное нарастание определенных установок и функций, подготовку к новообразованиям, переход к качественно новым стадиям Поведения. Динамика эта определяется: а) ооциально-произшдствееными тенденциями среды, открывающимися ребенку в смене взаимоотношений, противопоставлении и борьбе различных жизненных ситуаций, б) диалектикой развития в силу которой каждое достижение действующею организма ставит его в новое соотношение со средой и этим самым требует высших форм активности, снимая низшие ее формы, в) нарастанием биологических возможностей, пролагающих путь к дальнейшим этапам деятельности индивида в среде.
Исходя из этих основных моментов, мы строим скалу роста, продвижения и оформления индивида в условиях определенной социально - производственной среда. Скала эта является гибкой подвижной в соотношении всех своих сторон, чтобы уловить все богатство нарастающих сплетений живой конкретной среды и обусловливаемых ею разнообразных (поведенческих вариантов, идущих по линии определенного классового типа.