Школа, детский дом, семья...
Каждая личность в течение своего развития дает ряд структурных сдвигов характера. Психопатическая личность под влиянием неблагоприятных внешних факторов дает ряд; патологических сдвигов (патологическое развитие личности).
Настоящее сообщение представляет собой попытку суммировать-данные изучения развития личности при различных формах конституциональных детских психопатий на основании клинического материала. Всего было рассмотрено 90 случаев психопатий, о которых удалось ообра/гь катамиестические сведения (из материала психоневрологического отделения Ин-та ОЗД и П и детского дома для трудно-воспи - туемых девочек МОНО) были отобраны лишь случаи длительно-прослеженные (срок наблюдения ог 5 до 8 лет).
При клиническом анализе материала мы ставили себе целью изучение следующих моментов:
А) динамические сдвиги характера, связанные с возрастными особенностями (при различных конституциональных типах);
Б) патологические реакции, различных конституциональных форм под влиянием внешних вредностей (материальная необеспеченность, недостаточный надзор, семейный разлад, различные психические травмы и т. д.);
В) какие меры лечебно-педагогического воздействия дали лучший результат при различных формах психопатий:
Г) прогноз при различных формах конституциональных психопатий.
•»г
М. С. Певзнер: :
Вопрос «трудаогодетства» лвляегсл, большой проблемой в усло
Виях практики массовой школы и настоятельно требует своего разрешения. Школа, детский дом, семья направляют массу трудных детей, которые требуют тщательного изучения я ряда практических мероприятий.
Причины, обусловливающие трудности поведения ребенка бывают различны. На ряду с наследственным отягощением и изменением психики, связанным с перенесенными в детстве мозговыми заболеваниями, следует особенно подчеркнуть большую значимость социального фактора. Так, имея ряд случаев с благоприятной наследственностью, мы находили корни болезненного изменения характера лишь в окружающей среде и не может отметить ни одного из трудно-воспи - туемых детей, наблюдаемых нами у которых была бы правильно организована среда. В ряде случаев мы отмечали резкое изменения характера ребенка лишь с того момента, как он попадает в плохо организованную среду. Наблюдая детей д/домов, мы убедились, что внеш-, няя неблагоприятная среда меняет их психику, дети в связи с плохими условиями среды становятся дезорганизаторами, озлобленными, проявляют наклонность к сильным аффективным вспышкам и к ряду1; -антисоциальных проявлений. Психта этих детей укладывается в особенности психики эпилептоидного круга.