Сравнивая активное запоминание
Сравнивая активное запоминание у дебильных детей разных возрастов, мы можем наблюдать развитие этой операции. В то время, как у 9-леток овладение операцией проходит со значительными трудностями и при существенной посторонней помощи, 15-летки самостоятельно и без особых затруднений овладевают процессом. В «легких» случаях различие между возрастами почти не обнаруживается, зато в «трудных» случаях оно выступает со всей резкостью: это видно км по количественным данным (у 9-леток запоминание 2—2.5 слов из 15. у 15-леггок — 7,5 — 12 слов), тшк и по качественным особенностям процесса.
Полученные данные вполне подтверждают правильность динамической концепции умственной отсталости, рассматривающей отдельные стороны личности и поведения умственно-отсталого ребенка в их сложном взаимодействии и в развитии, не сводящей своеобразие ум - ственно-осталого исключительно к количественным отличиям от нормального ребенка, но утверждающей качественное своеобразие ум - ственно-осталого, выражающееся в особой структуре его личности и поведения.
Вместе с тем, добытые результаты говорят о необходимости разработки особой методики воспитания-обучения умственно-отсталого ребенка, особых педагогических приемов и средств, приноровленных к его особенностям, разумеется целиком и полностью идущих в русле основных принципов советской школы. >
Динамика ддщртырЕНия коетитуцявльиых психопатий в Щмком
ч vv - -
V Г. Е. Сухарева.
1; Проблема психопатий в настоящее время должна рассматриваться не статически, а динамически как проблема выявления вдслед - )ственных потенций под влиянием окружающей среды.
В свете этого динамического направления окончательно разрешается старый спор о значении биологических и социальных факторов в картине психопатий, ибо психопатачеокое предрасположение понимается лишь как тенденция, требующая для своего развития определенной внешней среды.
Взаимоотношение внешнего патогенного момента и врожденного иниви дуального предрасположения в патологических проявлениях может быть лучше всего выражено законом обратной пропорциональности: чем больше вредоносность внешнего фактора, тем меньше требуется участие белозненного предрасположения, и наоборот, при резко патологической почве незначительный внешний фактор может вызвать патологическую реакцию.