ТИПОЛОГИЯ ДЕТСТВА
ТИПОЛОГИЯ ДЕТСТВА.
К вопросу о предмете, методе и значении типологии.
В. Н. М я с и щ е в.
Изучал поведение и реакции животных и человека на фоне общих форм реагирования, мы встречаемся с бесконечным множеством индивидуальных вариаций.
Эти индивидуальные вариации вскрывают весь комплекс факторов, лежащих в основе изучаемого процесса поведения. Только при условии познания индивидуальных случаев, мы можем говорить о действительном знании, так как в нем осуществляется синтез абстрактного и ’конкретного. Наши же общие доложеетя, не просмотренные чрез реальность шурвщдуальных вариантов, представляются фикцией действительного знания, тем более далекого от истины, чем меиее оно владеет способно - человека я тиипптппго, выятшеияюй на кон-
Хретзшх случаях.
П ЬШЦИ паршруют n пипиг и у in in ur rfiiTiiinnin пргпцп щп ПТ шраствра д вамдюотиоотпмя цшмшш условий — раздражителей, от оообомоотаШшша, огоообеишкяв орпшивацни. животных.
OininiiiH лидпи исследования нвднввду&льдото случая варианта ииимм аиыдрчввтея, с одоо стороны, вогаооенки особенностей его ввсчет услошК его опыта, выяснении того, как меняется с изменением доний харитера поведения (еыянрио-генные свойства), с другой стороны — в уярдщшо—а зависимости его от вненопытных факторов: устройства нервной системы и всего организма.
Правильное разрешение этой проблемы возможно лишь на основе координации изучения роли условий и роли организации. Естественно, что генерализующая тенденция, упрощая действительность, уводила исследователя от многообразно-динамической изменчивости условий в ограничивала его кругозор осязательной и менее многообразной базой структуры и тяготела к конституционализму; относя без достаточного основания особенности свойств насчет стойких предрасположений или. говоря в общей форме о типах нервной системы.
Оообешосш реакций получаемые в ограниченных и стереотипных условиях в огоет на один и тот же раздражитель, не дают право для суждения о типе нервной системы как таковом, т.-е. о более или менее постоянных и общих свойствах нервной системы в целом, но лишь о тшшческих особенностях реакций данных условий.