Уклонения’ и задержки в’ развитии интеллекта...
Культурное развитие ребенка охватывает не только процессы формирования высших интеллектуальных функций, но и развитие высших характерологических образований.
Уклонения’ и задержки в’ развитии интеллекта и характера у аномального и трудного ребенка — как правило — всегда связаны с культурным недоразвитием каждой из этих сторон личности или всей личности в целом (примитивизм при олигофрении и гипобуличеокие механизмы при истерии).
Правильная методологическая постановка вопроса о соотношении первичных и вторичных уклонений и задержек в развитии аномального и трудного ребенка дает ключ к методике исследования и к методике социального воспитания такого ребенка.
Изучение вторичных осложнений: в развитии аномального и трудного ребенка (культурное недоразвитие) открывает весьма важныо в теоретическом и практическом отношении конкретные симптомо - комнлексы, наиболее пластические и динамические по своей психоло-
13
4тЖ! ШЯШШ1М1М1ГШФ являющие, основной сферой приложения
• 6. ДШШ09в11Х0л«гичее1юе и; эксяериментшгьно-исихологнче - ское нсшовлще1су1урвог0 недоразвития при глухонемоте, олигоф - ревни-иртержм оедФЗадо, что задержка в рвзвитин высших интеллектуальных фуяйцийк высших характерологических слоев личности является вторичным осложнением, уступающим правильному лечебно-педагогическому воздействию;
Активное запоминание у умственно-отсталого ребенка (дебилика).
JI. В. 3 а н к о в.
Исследовал не активного запоминания у умствшно-отсталого ребенка имеет прежде всего теоретическое значение, поскольку этот процесс, характеризуемый замещением одних психологических функций другими и структур ым единством составляющих его моментов, дает конкретный материал для динамического подхода к дефекту умственно- отсталого, для выяснения своеобразия его личности и поведения. С другой стороны, исследование активного запоминания дает теоретическую основу для построения специфической методики вспомогательной школы — методики «обходных путей» и вспомогательных средств.
Между тем, активное запоминание у умственно-отсталых детей почти совсем не исследовано — в этой области с особенной резкостью сказывается крайняя скудность психологических данных об умственно - отсталом ребенке.