В нашем исследовании мы применили
В нашем исследовании мы применили функциональную методику двойной стимуляции, опирающуюся на два ряда стимулов: стимулы - объекты, с одной стороны, и стимулы-средства —- с другой. Функциональная методика двойной стимуляции дает нам возможность вынести наружу, объективировать скрытую деятельность испытуемого, т.-е. преодолеть основную трудность изучения осмысленного запоминания.
Испытуемыми были воспитанники вспомогательных школ в возрасте 8—10 лет и 14—16 лет. Коэфф. одаренности испытуемых — от
60 до 0.80. Все иоследование было разбито на несколько серий, в которых условия эксперимента варьировались.
Результаты-исследования показывают, что умственно-отсталый ребенок (дебилик) овладевает операцией активного запоминания и таким образом безусловно способен к культурному развитию памяти. Эффективность активного запоминания по сравнению с прямым запоминанием у него весьма значительна (гак нал р., ®з ряда в 15 слов учащиеся 1 группы вспомог, школы запоминают в первом случае (в среднем
Слов, во втором — 3,5). Дебилик при этом правильно я удачно образует необходимые структуры, объединяющие запоминаемое слово и
Вспомогательное средство запоминания. Последнее имеет место также
Е>ёдсг1л)Логясно оигыюдвврг. нуго значительной обработке пртг пйклёшанви слова. Поскольку при образовании структуры вопомогательнюе средство (картинка, фигура) вербализуется и самая структура запоминается в определенной словесной формулировке, полученные результаты говорят о сравнительно широких возможностях вербальной памяти у дебильного ребенка, по крайней мере когда последняя находит себе опору во вспомогательных средствах.
4. В понимании операции активного запоминания, овладении им умственно-отсталые дети испытывают заметные трудности. Эта. форма запоминания протекающая «гладко» в тех случаях, когда вспомогательное средство в сочетании с запоминаемым словом, как бы наталкивает поп-го на образование опредденной структуры, и начинает проходить с задержками, неудачами, лишь только перейдена «зона трудности» в указанном отношении. Количество запоминаемых слов резко понижается (недр., от 11 до 2,5), появляются бессмысленность и механичность устанавливаемых связей, стереотипность персеверации, неустойчивость установки и т. д.