В основе коллективного...
В разные периоды детства границы эти далеко неодинаковы и при том в тех условиях, в которых живет современное детство, эти границы никогда не достигаются. Даже в наилучших наших воспитательных учреждениях, как показывает целый ряд наших исследовалпгй.— развитие коллективности далеко не исчерпывает тех биологических возможностей, которые имеет данный возраст.
В основе коллективного поведения. лежат те социальные навьжи. которые ребенок приобретает в самом раннем детстве, поэтому, говоря об этатх развития коллективности, шы должйы исходить из злемеятар - Tiriliiiи щ щ ццЩ uKli пп которые начинают формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка.
Ш « SMmtaug штщтйг.!»нтвмиоз ~а"мп5те' it :я-г:н;
А) первая спдвя, аншганаапаажэя вяервом полугодии жизни ребенка, характеризуется тем, что ребенок реагирует недифференцированным движениями на взрослых, с детьми же еще не «вступает
B&KOЯТЫСТ. -•
Б)8торвясгадиярвэвйтия социальности характеризуется постепенным оформленнемвважмодействня ребенка, с оебе подобными, хотя: пре - обллдажяцвмн форнжми реакций ребенка на себе подобных являются м’реоепвявдесподохеокме и пассивно негетавистические реакции; •
В) третья стадия характеризуется все увеличивающимся преобладанием социальных актов поведения над агрессивно-деспотическими и негатнвжяяческими. что ведет к уменьшению количества конфликтов и к увеличению количества актов, связанных с сотрудничеством идру - гимн форшши социального поведения.
Г) четвертая стадия характеризуется зародышевыми формами коллектива. т.-е. таких группировок, которые умеют уже совокупно реагировать, как единое целое, на те или 1гные раздражения среды;
Д) на пятой стадии мы встречаемся уже с простейшими формами самовозникающих игровых коллективов, а рядом с этим и с отдельными попытками наших педагогов преддошкольников создать простейшие организованные коллективы в процессе трудовой деятельности детей.
Все вышеназванные стадии, при особенно благоприятных условиях, ребенок может пройти уже ъ преддошкольном возрасте, тотда в последующие возрастные стадии ребенок будет только закреплять приобретенные навыки и будет переходить к высшим формам коллективного поведения.