В основу собирания...
Изучение социальных взаимоотношений детей, переведенное на новую методологическую позицию (утверждающую, что формирующие поведение человеку еяяы надо искать не в его - инстинктах, а в той среде,, в которой он живет и развивается) получает новые перспективы, становятся более объективным.
2’ Задачей нашей работы по изучению социальных взаимоотношений в детском коллективе дошкольников являлось изучение типов и форм этих взаимоотношений и выяснение основных факторов экзогенного и эдогенно-коллекгаиного характера, которые эти типы и формы социальных взаимоотношений определяют.
В основу собирания материала тми был положен метод объективного наблюдения над самовозкикающими и организованными детскими колективами. которые мы описывали по определенной схеме, учитывая время их существования, состав их членов, содержание их деятельности и т. д.
Обработанный нами материал прежде всего дает - возможность наметить основные типы социальных взаимоотношений в детских коллективах дошкольников: а) тип взаимоотношений с преобладанием агрессивных актов поведения, б) тип взаимоотношений с преобладанием актов поведения социально-контактных и в) тип 'взаимоотношений
Преобладанием актов поведения активно-организаторских.
По материалам нашей работы, игровой тип детской деятельности дает больший коэффициент агрессивных и активно-органи;атор - ских актов поведения, чем деятельность трудовая, характеризующаяся уменьшением как первых, так и вторых форм взаимоотношений за счет увеличения актов поведения социально-контактных.
К факторам, влияющим на тин социальных взаимоотношений г; детских коллективах дошкольников, надо отнести состав последних. Количественно большие коллективы (более 5-ти человек) дают больший коэффициент антасоцйальности. чем коллективы ребят в 3—4 человека.
На тип социальных взаимоотношений в коллективе тюигкол г.- ников влияет продолжительность нх деятельности. Это относится, пашьга образом, к деятельности трудсюой. Между продолжительностью трудовогв лроцесса и агрессивными социальными взаимоотношениями существует прямая зависимость.
М ГШЛШТИВ1№П деятельность, до данным дадгего иссле - , тшы поведения в доддеииве