Влияние среды наиболее отражается
Влияние среды наиболее отражается на тех реакциях, которые являются советом на нарушения личных интересов. Правда, если сравнить общий процент реакций того или иною характера, то т мало отличается от немецких и швейцарских детей, на подобные же вопросы, а если сравнить школы с различным социальным составом детей, а также детей детдомов и колоний для правонарушителей (несовершеннолетних) то там влияние среды отражается на проценте очевидно. Особенно ясно влияние среды в тех ответах, которые устанавливают отношение ребенка к товарищам и к целому детскому коллективу.
И наконец, надо указать на то, что в жизнь наших учащихся стали входить детские организации, как собственные правовые органы детей. Реакции детей на соответствующие вопросы достаточно точно характеризуют состояние активности и авторитетности органа детского самоуправления в различных школах и детдомах.
В общем данные обследования дают возможность установить вехи в эволюции социальных реакций и наметить основные факторы - обуславливающие эту эволюцию.
Дети и подростки — конструктора и изобретатели.
И. Г. Р о з а н о в.
£. Борьба..за. культуру груда, - за высшие формы трудовой деятельности, борьба за развитие творческих сил подрастающего поколения, в частности в области труда, является одним из основных лозунгов со ветхжофстроительства. В. этом случае громадное значение имеет проблема Правильного руководства иэбретательством и конструкторсгвом и расширения технических знаний детей' и подростков. В лиде «юных щжштт» шл ямеем громадной силы освзательвый творческий фонд ШУ, ywpff следует ванравятьв руа» «рожтельства народного хо - яйстаа в самом широком смыслеетого слова. Щя агам возникают во - просы о том, «то изобретает, вопрос о рвспросрйгенности «изобретательства» н «конструкторства» детей я пощюсгков, о возрасте иэобрета - телыява и ковструкторсшц охарактере изобретений и характеристике изобретательства; вопросы об ошиши среды к изобретателям, о тех формах помощи, которую может - со своей стороны предоставить государство в помощь ищущим юным техникам.
Материал, полученный ИМВР далеко недостаточен для полного охвата эти вопросов; однако, вместе с тем этот материал дает право ставить эти вопросы перед Съездом, как одну из текущих неотложных задач, подлежащих педологическому анализу педологических лабораторий, кабинетов и вузов, а также психотехнической лаборатории и концентрированному наблюдению опытных и опорных школ, пионерских баз, лабораторий и по профессиональной консультации и профессиональной одаренности.